Открытое Акционерное Общество
«Мозырский Нефтеперерабатывающий Завод»
«От совершенства технологии – к качеству продукции»

Вход на сайт
Слово – специалисту: Технологии развиваются

Сегодня битум может производиться несколькими способами


 В ОАО «Мозырский НПЗ» выпуск битума, который соответствует европейскому стандарту качества, осуществляется на комбинированной установке производства битума с блоком ВТ (вакуумная трубчатка) НХП.

Специалисты в области дорожного строительства и нефтепереработчики пришли к пониманию, что соответствие качества нефтяного дорожного битума суровым требованиям нашей климатической зоны и возросшим деформационным нагрузкам из-за резкого увеличения интенсивности автомобильного движения в настоящий момент остаётся наиболее острой проблемой. Поэтому для обеспечения длительной и надёжной работоспособности асфальтобетонного покрытия в таких условиях особое внимание уделяется качеству дорожных битумов по прочностным и низкотемпературным показателям. При столь жёстком внимании к качеству дорожных битумов образец выпускаемой нашим предприятием продукции, а именно «Битум дорожный марки 70/100 по СТБ EN 12591-2010», выдерживает испытания по показателям на соответствие более требовательному ГОСТ 33133-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические требования».

В современных условиях битум может производиться одним из следующих способов: концентрирование нефтяных остатков за счёт их перегонки в вакууме; окисление различных нефтяных остатков кислородом воздуха при температуре 180-300ºС; деасфальтизация гудрона селективными растворителями; смешивание (компаундирование) нефтяных остатков с дистиллятами, а также с окисленными или остаточными битумами. Ведущее место в производстве битума занимает способ окисления.

В современных условиях разработаны и модифицированные полимерные органические вяжущие материалы, которые способны обеспечить длительную, надёжную работоспособность асфальтобетонного покрытия. Это сложные композиционные материалы, представляющие собой смесь битумов с различными добавками (полимеров, пластификаторов и т.п.).
За рубежом накоплен значительный опыт по применению при строительстве и ремонте дорожных покрытий композиционных материалов на основе битума и ряда модификаторов, таких как сера, каучук (полибутадиеновый, натуральный, бутилкаучук, хлоропрен и др.), органо-марганцевые компаунды, термопластичные полимеры (полиэтилен, полипропилен, полистирол, этилен-винилацетат (EVA), термопластичные каучуки (полиуретан, олефиновые сополимеры), а также блоксополимеры стирол-бутадиен-стирола (СБС).

Наибольшее применение находят полимеры типа СБС, что обусловлено их способностью не только повышать прочность битума, но и придавать полимерно-битумной композиции эластичность – свойство, присущее полимерам, причём при небольшой концентрации полимера (3÷5% от массы битума). Использование в рецептуре асфальтобетонной смеси битума, модифицированного полимером типа СБС, обеспечивает дорожному покрытию способность к быстрому снятию напряжения, которое возникает в покрытии под воздействием движущегося транспорта. Более масштабному применению полимерно-битумных вяжущих на основе СБС препятствует их высокая себестоимость.

За последние несколько лет требования к качеству битумных вяжущих существенно изменились. Особо остро становится вопрос выдерживания требований к качеству битума и удержания конкурентоспособности при экспортных поставках с внедрением в ряде стран системы Superpave – последнего продукта Стратегической исследовательской программы по шоссейным дорогам (SHRP). Она разработана взамен разрозненных технических условий и методов проектирования смесей, которыми пользовались ранее, и теперь это единая система, применимая к конкретным климатическим условиям и транспортным нагрузкам на любом участке дорожного покрытия.

Для выпуска конкурентоспособной продукции специалистами нашего завода постоянно проводятся исследования по поиску новых технологий и компонентов при производстве битумов, вписывающихся в перспективную технологическую схему завода; налажена хорошая обратная связь с покупателями битума; разрабатываются дополнительные мероприятия, направленные на улучшение отгрузки и логистики готовой продукции.

За 2019 год ОАО «Мозырский НПЗ» отгружено более 518 тысяч тонн битумов дорожных (это самый большой объём за всю историю предприятия), что говорит о хорошем спросе на нашу продукцию и о её высоком качестве.


Валентин Мишур, начальник участка отгрузки НХП