Открытое Акционерное Общество
«Мозырский Нефтеперерабатывающий Завод»
«От совершенства технологии – к качеству продукции»

Вход на сайт
Слово – специалисту: Технологическая схема позволяет…

На Мозырском НПЗ могут получать целый спектр высокооктановых бензинов


Сегодня при заправке своего автомобиля многие автолюбители руководствуются преимущественно ценой топлива, которым они пользуются, не задумываясь о важности его качественных характеристик. Тогда как для корректной и долговечной эксплуатации двигателя внутреннего сгорания топливо должно соответствовать рекомендуемым требованиям производителя, указанным в паспортных документах на автомобиль.


Один из наиболее важных показателей, характеризующих бензин, – октановое число, определяемое по исследовательскому методу. Почему? Рассмотрим конструктивные особенности двигателя и его работу.


Современные двигатели – это высокотехнологичные сложные механизмы со своими ноу-хау. Их разработкой занимаются лучшие инженеры ведущих автомобильных компаний мира. В любом исправном бензиновом двигателе происходит управляемый процесс сгорания топлива. Топливо, попадая в камеру сгорания, воспламеняется от электрической искры между электродами свечи, после чего начинает гореть. При этом давление в цилиндре быстро растёт за счёт образования большого количества продуктов сгорания, и поршень вынужденно приводится в движение, вращая через шатунно-поршневой механизм коленчатый вал двигателя, который совершает полезную нагрузку.


При нормальном плавном горении фронт пламени распространяется во все стороны со скоростью 20-30 м/с. При аномальном горении наряду с нормальным распространением фронта пламени возникают множественные очаги самовозгорания (микровзрывы). Ударная волна повышения давления от микровзрывов распространяется со скоростью до 200 м/с, многократно отражаясь от стенок камеры сгорания. Это создаёт звуковые удары большой силы (слышимый металлический стук). Нарушение плавного процесса сгорания топливно-воздушной смеси в цилиндрах силового агрегата, в результате чего такое сгорание приобретает взрывной ударный характер, представляет собой детонацию двигателя. Топливо резко взрывается в рабочей камере, что приводит к моментальному выбросу энергии и образованию ударной волны. Это может происходить в момент, когда поршень ещё находится на такте сжатия. Энергия от сгорания заряда в этом случае оказывает сильное давление на поднимающийся поршень, а не толкает его вниз. Последствиями такого взрыва топливной смеси является значительное увеличение ударных разрушительных нагрузок на цилиндрово-поршневую группу и кривошипно-шатунный механизм, повышенный износ или даже местные разрушения двигателя, и сопровождается характерным звуком, увеличением дымности выхлопа, снижением мощности двигателя и возрастанием расхода топлива.


Так что же такое октановое число? Говоря простым языком, это способность бензина к сопротивлению процессу детонации. Чем выше октановое число, тем топливо более стойкое к детонации.


Повышение детонационной стойкости бензинов осуществляется различными способами. В ОАО «Мозырский НП3» в технологии производства бензинов используются процессы, которые позволяют получить базовые компоненты с октановым числом по исследовательскому методу 83–110. К ним относятся каталитический риформинг, изомеризация, каталитический крекинг, фтористоводородное алкилирование, а также технологические процессы по производству высокооктановых компонентов бензина: димат, ТАМЭ и МТБЭ.


Некоторые задают вопрос: «Почему существует тенденция к увеличению октанового числа?» Это связанно с требованием к экономичности и, соответственно, экологичности современных двигателей. Так, новые двигатели легковых автомобилей, использующие лучшие автобензины с октановым числом 98–100, расходуют на единицу мощности на 15-20% меньше топлива. Кроме этого, потребитель высокооктановых бензинов имеет ещё одно преимущество – специфика приготовления высокооктановых автомобильных бензинов связана со смешением различных компонентов и присадок, которые позволяют получить оптимальный состав бензина, а это показатель, характеризующий работу двигателя в различных режимах эксплуатации автомобиля (холодный старт, город/трасса).


В ОАО «Мозырский НП3» производятся бензины с октановым числом по исследовательскому методу 95 и выше. Это бензины неэтилированные АИ-95-К5-Евро, АИ-98-К5-Евро, выпускаемые по СТБ 1656-2016, а также бензин неэтилированный АИ-100-К5-Евро по ТУ ВУ 400091131.013-2018. Все они не содержат присадок и соответствуют требованиям технического регламента Таможенного союза ТР ТС 013/2011 «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» в отношении экологического класса К5 и требованиям европейского стандарта EN228 «Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин. Технические требования и методы испытаний».


Игорь Косых,
и.о. зам. главного технолога